Долгое время нас приучали к мысли, что незаменимых нет. Но, как показывает история, именно личности определяют направления и в истории, и в искусстве. И, конечно, столь бурное развитие виолончельного искусства в мире во многом связано с моим дорогим профессором Мстиславом Леопольдовичем Ростроповичем. Благодаря масштабу своей личности, он вывел наш инструмент на качественно новый уровень.
Естественно, были выдающееся исполнители. До Ростроповича эпохой, бесспорно, был Казальс. Нельзя не упомянуть и таких замечательных виолончелистов, как Пятигорский, Роуз из Америки, музыкантов французской школы : Марешаль, Фурнье, Наварра… Но эти личности жили и работали сами по себе, локально, они представляли свой мир, не имеющий «электрического воздействия». Ростропович — это космическое явление, он направляет прожектор на всё, что возможно. Мне кажется, если бы он избрал сферой своей деятельности не музыку, а что-то другое, там было бы абсолютно то же.
Он обладает феноменальными качествами, данными ему природой. Одно из главных — конечно, феерическая работоспособность. Сейчас трудно сказать, что это человек преклонного возраста, так как он ведёт невероятно активный образ жизни : сегодня он в Токио, завтра в Париже, через два дня в Нью-Йорке… Он не только сам стремится так жить, но и вовлекает в свою орбиту огромное количество людей. Я вспоминаю, когда он ещё жил в России и, вернувшись с гастролей, приходил в консерваторию, то, стоило ему переступить порог здания, мгновенно начинала бурлить жизнь. За его поистине космической энергией, его творческой силой, его идеями люди просто не могли угнаться. Это действительно гениально одарённый человек.
Именно благодаря Ростроповичу написано огромное количество сочинений, открыты неведомые доселе возможности инструмента. У него училось множество замечательных музыкантов. Но, тем не менее, понятие «школа» для него узковато, его нельзя рассматривать просто как профессора виолончели. Виолончелист, пианист, дирижёр, композитор, огромной значимости музыкальный и общественный деятель, — трудно даже подобрать характеризующее его слово. Ростропович — это школа жизни.